Вернемся к теме «Оскара». К сожалению, ни один фильм из Казахстана в этом году не попал на премию. Хотя подобное с нашим кино уже случалось не раз.
Впервые от нашей страны на соискание премии «Оскар» попал культовый режиссёр Ардак Амиркулов. В 1992 году его большое трехчасовое кинополотно «Гибель Отрара» была в фаворитах премии, но виктория в итоге досталась другой ленте. Сам режиссёр не горевал из-за неудачи.
Ардак Амиркулов, режиссёр:
- Вы знаете, нашим картинам Оскар не нужен, во-первых, давайте начнем с этого. Оскар не нужен, ну зачем? Для того, чтобы как-то хвастаться Оскаром? Ну это глупо...Если будет хорошая картина, стоящая Оскара, Оскар ее найдет.
После этого подача заявок в киноакадемию прервалась на 13 лет. Было тяжёлое время, 90-х в Казахстане просто никому не было дела до этого вида искусства. Возрождение началось вместе с нашим самым дорогим проектом - «Кочевник».
Его бюджет составил почти 40 миллионов долларов. Правда, он так и не попал в главный список номинантов.
Буквально через два года в 2007-м под продюсированием Булата Галимгереева и Гульнары Сарсеновой увидела свет работа Сергея Бодрова-старшего «Монгол». Совместный проект Казахстана, Германии и России представлял нашу страну и стал сенсацией. Лента попала в шорт-лист «Оскара». Да, она не выиграла статуэтку, но это уже стало прорывом.
Через год мы снова попали в короткий список. На этот раз со скандальной работой «Келин» в Штаты поехал Ермек Турсунов. Фильм, который был «закидан помидорами» чуть ли не всеми моралистами Казахстана, нашел отклик за рубежом. Но статуэтка снова пролетела мимо нас.
В дальнейшем мы отправляли большое количество исторических лент на подобии «Жаужүрек мың бала» и «Аманат». Однако эти ленты не заинтересовали американских академиков. Возможно что-то получится в следующем году...